Домашняя страница Архитектура, Скульптура • собор василия блаженного — скажите в каком архитектурном стиле выполнен?

собор василия блаженного — скажите в каком архитектурном стиле выполнен?

 - 

собор василия блаженного — скажите в каком архитектурном стиле выполнен?

  1. Этот собор уникален, и не подходит ни под одно определение стиля, его архитектура является синтезом нескольких архитектурных течений.
    В основе архитектурной композиции собора заложена четкая схема построения масс: на высоком подклете, по основным и диагональным осям относительно центральной башни размещены придельные храмы. Центральный башнеобразный объем (столп) близок по решению к церкви Вознесения в Коломенском: нижний четверик переходит в восьмерик; верхний ярус последнего звездчатый в плане охвачен тремя рядами кокошников и заканчивается световым шатром. По диагоналям к центральному храму примыкают четыре бесстолпные, в плане близкие к квадрату церкви, завершенные пирамидами кокошников вперебежку . Они напоминают приделы церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. По сторонам света между угловыми церквами вкомпонованы высокие восьмигранные столпообразные объемы с рядами кокошников в основаниях барабанов. Весь собор с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход как снаружи, так и внутри. Снаружи это подчеркивалось первоначально одноярусной открытой галереей, окаймлявшей подклет с гульбищем наверху и симметрично поднимавшимися к нему на западе плавными лестницами-всходами на арках (объединительная роль галерей сохранялась и при последующих переделках храма) . Внутри все части здания связаны между собой переходами, окружающими центральный храм. Последний также имеет наружную обходную галерею в завершении первого яруса; на нее выводит внутристенная лестница в юго-восточной части объема. Центральный храм выделяется своим оформлением: каждая грань его шатра расцвечена полихромными кафелями и украшена кокошниками, а ребра фигурным кованым железом. На звездчатом основании шатра прежде стояли восемь белокаменных главок.

    Уникальность структуры здания, выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов XVI века, побуждала исследователей искать причины появления такого феномена. Многие из них, начиная с И. Е. Забелина, выводили архитектуру Покровского собора из композиций деревянных храмов, численно преобладавших в допетровской Руси. Влиянием деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания, граненый абрис апсид, декоративные щипцы (стрелы) , украшающие восьмерики, и наружная обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов, передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба в обло . Однако в целом решение образа храма и его декора, вероятнее всего, результат сложного взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры: и деревянной и каменной.

    В системе кокошников и машикулей, филенчатой обработке граней, в чистоте обломов карнизов, цоколей и тяг, обрамлений круглых окон и форме порталов, завершенных полуциркульными архивольтами, заметна прямая связь с предшествующим периодом каменного русского зодчества. И не только с ближайшими по времени произведениями, но и с возникшими на рубеже XVXVI веков под влиянием мастеров итальянского Возрождения. Обращает на себя внимание прием кладки куполов, который, как считают, выработан итальянцами. Здесь конструктивная по своей сути система сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей, поставленных на угол , образует видимый снизу четкий динамичный узор. Собору присуще единство мотивов в системе архитектурного оформления фасадов и интерьеров. Правда, наружный декор столпов богаче деталями, но сходство основного приема очевидно: уступчатые ниши-филенки в обработке граней, полуколонки либо пилястры, отмечающие углы внутри и ребра снаружи, близость в решении внутренних и внешних тяг и карнизов все направлено на выявление конструктивной сущности здания.

    Неорусский, псевдорусский, псевдовизантийский стили являются стилями конца 19 — начала 20 века, а храм построен в 16 веке.

  2. Собор Василия Блаженного — один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. В подобном псевдовизантийском стиле в России построено лишь три собора, среди которых, кроме собора Василия Блаженного, самого старого из трх, ещ санкт-петрбургский Спас-На-Крови и расположенный в Петергофе собор Св. Петра и Павла.

    В конце XIX начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространн так называемый псевдовизантийский стиль , являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (19021914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак) . У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол, как правило, больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объм храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.

    Собор Василия Блаженного — это симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый — самый высокий — храм, увенчанный шатром.
    Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.
    Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие.
    Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности.
    До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

  3. Неорусский стиль появился в конце 19 — начале 20 века. А храм Покрова (в народе именуемый храмом Василия Блаженного) все-таки построен в 16 веке. Ближе всего по ряду признаков (цвет, шатровость, ряды закомар и т. д) к УЗОРОЧЬЮ
  4. Стиль: Древняя Русь
  5. Значит ли это, что мы имеем яркий пример эклектики за три века до того, как е «придумали»?

Автор:

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены*

*

*